400 лет со дня опубликования «Грамматики» Мелетия Смотрицкого

В галерее выдающихся исторических фигур начала XVII века особое место занимает Мелетий Смотрицкий. Удивительная личность, он совместил в своём лице множество дарований: филолог, полиглот, белорусский и украинский писатель-полемист, общественно-политический и церковный деятель.

Мелетий (в миру— Максим) Смотрицкий (1577— 1633) родился на Подолье в селе Смотричи Хмельницкой области (Украина).  Начальное образование получил в православной школе в Остроге. Учителями были: отец — православный писатель-полемист Герасим Смотрицкий (ректор знаменитой Острожской академии, вместе с Иваном Федоровым готовил к изданию Острожскую Библию, написал к ней предисловие) и учёный грек Кирилл Лукарис (в будущем — ректор Острожской школы, а позже Константинопольский патриарх).

После смерти отца, князь Константин Острожский отправил способного юношу для дальнейшего обучения в иезуитскую Виленскую академию (по разным источникам в 1594 или в 1601 году), где Мелетий получил широчайшее классическое образование, изучал философию, литературу, языки.

Позже для совершенствования образования слушал лекции в нескольких известных европейских университетах — Лейпцигском, Нюрнбергском. Особое влияние оказало обучение в Виттенберге — городе, где Мартин Лютер впервые опубликовал свои известные тезисы-обвинения против католической церкви. В итоге Мелетий получил учёную степень доктора медицины и вернулся на родину сознательным рационалистом и сторонником свободы убеждений. Вернувшись, поселился у князя Б. Соломерецкого под Минском. В это время власти активно проводили в стране политику полонизации и насаждения католицизма среди православного населения. Многие белорусские магнаты и шляхта принимали католическую веру, осваивали польский язык, жили, придерживаясь польских обычаев и традиций. Смотрицкий вел решительную борьбу с полонизацией, выступал против унии, вследствие чего многие униаты вернулись к православию. В Минске было основано православное братство. Под псевдонимом Теофил Ортолог в 1610 году напечатал свой знаменитейший труд «Θρηνος» («Плач»), в котором в образе матери-церкви, которая плачет и мучается, выступил в защиту православия против всего западного христианства. Смотрицкий бичует епископов, перешедших в унию, призывает их одуматься, но также критикует нерадивость и злоупотребления православного духовенства. В полемике с католиками Смотрицкий выступает как энциклопедически образованный человек своего времени, цитирует либо упоминает более 140 авторов — не только отцов церкви, но и многих ученых и писателей античности и эпохи Возрождения. Произведение вызвало широкий общественно-политический резонанс. Призыв к активной защите православия обеспокоил польские власти. Сигизмунд III запретил продавать и покупать книги Виленского братства под угрозой штрафа в 5000 золотых; местным властям повелел конфисковать братскую типографию, забрать и сжечь книги, а наборщиков, корректоров, издателя посадить в тюрьму. По счастью, анонимному автору удалось избежать ареста.

В 1615 г. в Кельне Смотрицкий опубликовал грамматику греческого языка, в 1617-1620 гг. создал «Лексикон» (словарь) церковнославянского и греческого языков, принял участие в написании «Букваря языка словенского» (1618 г.). Все эти труды стали своеобразной подготовкой к созданию главного филологического труда.

Вершиной научной деятельности Смотрицкого стала «Грамматика словенска, правильнее синтагма» (1618-1619 г.). Первое в истории отражение грамматической системы белорусского языка, она послужила образцом для сербской, хорватской, румынской и болгарской грамматик, основой церковнославянской грамматической науки на следующие два века. «Грамматика» переиздавалась много раз как на территории Великого княжества Литовского, так и в Российской империи.

«Грамматика» состоит из нескольких частей: орфография, этимология, синтаксис, просодия. Она устанавливала системы падежей, спряжения глаголов и др. Смотрицкий первым ввел букву «г» и узаконил употребление буквы «й»; установил правила буквенного обозначения гласных и согласных, использования большой буквы, разделительных знаков, правил переноса; выделил восемь частей речи — местоимение, глагол, имя, причастие и др.; описал склонение прилагательных и числительных. Смотрицким было выдвинуто 5 ступеней обучения: «зри, внимай, разумей, рассмотряй, памятуй». М.Ломоносов назвал «Грамматику» (наряду с «Арифметикой» Л. Магницкого) «вратами учености».

В 1620 году в жизни Смотрицкого произошло важное событие — он стал «катакомбным» православным епископом. После Унии 1596 года, в Украине и Беларуси православной иерархии не было совсем, что вызывало постоянное возмущение мирян и казаков. И когда Иерусалимский патриарх Феофан, возвращаясь из Москвы на Восток, проезжал через Киев, киевляне упросили его восстановить иерархию, а для этого патриарх рукоположил семь епископов. В их числе был Мелетий Смотрицкий, ставший архиепископом Полоцким, епископом Витебским и Мстиславским. Правда, с точки зрения королевской власти, рукоположение было незаконным, так что реальной церковной власти он не получил, все названные кафедры занимал униат Иосафат Кунцевич. После расправы жителей Витебска униатским архиепископом Кунцевичем Мелетий, обвиненный в духовном сообщничестве с убийцами, покидает белорусские земли и отправляется по святым местам. Он побывал в Константинополе, Египте и Палестине. В Вильно он уже не вернулся.

Последний период жизни провел в Дермани как архимандрит местного монастыря, который находился во владениях брацлавского воеводы Заславского. Он, сам незадолго до этого принявший католицизм, согласился предоставить Смотрицкому вакантную должность только при условии, что тот примкнёт к унии. После некоторых колебаний Смотрицкий дал согласие, но ему не поверили и потребовали письменного подтверждения. В июне 1627 года Смотрицкий официально стал униатом. Истинные причины перехода Смотрицкого в униатство толкуются по-разному. Известно лишь, что идею церковного единства Мелетий Смотрицкий лелеял до самой смерти. В произведении «Уговоры» он высказывает новую мысль — предлагает образовать украинско-белорусский православно-униатский патриархат, независимый как от Константинополя, так и от Рима, как это сделала Москва в 1589 году. Тем самым, считал Смотрицкий, будет легче достичь общественного спокойствия, а также присоединиться к западной культуре и образованию.

Добавить комментарий