«СЛАВЯНСКИЙ ШУБЕРТ»

2019 год официально объявлен ЮНЕСКО годом Станислава Монюшко. В Польше, Литве и Беларуси проходят праздничные мероприятия, концерты, творческие встречи. Однако с творческим наследием этого композитора знакомы далеко не все.
Принято считать, что Монюшко — польский композитор, так как его род происходил из этнических белорусских территорий Подлясья и принадлежал к той части населения, которая исповедовала католическую веру и пользовалась польским языком. Но, судите сами… Его дед тоже Станислав Монюшко был военным судьёй Великого Княжества Литовского, накопил немаленькое состояние и после смерти оставил своим детям большое поместье «Смиловицкий ключ». Его отец, Чеслав Монюшко, был капитаном полка литовских конных стрелков, завершил военную карьеру в качестве адъютанта маршала наполеоновской армии Мюрата. По материнской линии его история ещё прихотливее: в 1757 году Радзивилами из Турции был приглашён Ованес Маджаренц- большой знаток ткачества, именно ему была поручена организация производства слуцких поясов. Ованес осел в наших краях, завел семью, постепенно стал зваться Яном Маджарским. Его правнучка — Елизавета Маджарская – стала матерью Станислава Монюшко. Именно от нее Станислав унаследовал музыкальность, она же стала его первой учительницей.

Родился Станислав в 1819 году в фольварке Убель под Минском. Там, среди чудесной природы Минщины, он прожил первые 8 лет своей жизни. Рос будущий композитор в атмосфере старинной усадьбы, где ото всюду была слышна белорусская народная музыка. Не удивительно, что белорусский колорит явственно ощущается в сочинениях Станислава Монюшко, особенно ранних. Григорий Романович Ширма, отмечал: «Такое богатство песенных и народных интонаций, что порой создается впечатление, что ты где-то под Слуцком или возле Минска присутствуешь на народном празднике». Дом Монюшко был наполнен творческой атмосферой: здесь собирались литераторы, музыканты, артисты, устраивались музыкальные вечеринки, небольшие театральные постановки. Семья Монюшко имела демократические взгляды. Дядя Станислава, Доминик завещал свое огромное имение крестьянам, а всю свою жизнь занимался их просвещением. Другой дядя, Казимир, занимался народным образованием, был известным ученым и библиофилом, он взял племянника под опеку, когда тот ушел из гимназии на домашнее обучение, занимался с мальчиком и завещал ему свою огромную библиотеку.

Музыке Станислав обучался с детства, это было в традиции образования шляхтичей. Первые уроки получил от матери – хорошей пианистки, затем (когда семья ненадолго переехала в Варшаву) — у Августа Фрейера (фортепиано, орган; 1827—1830). В начале 1830-х годов переехал с родителями в Минск, где провел следующие 20 лет своей жизни. Здесь он на протяжении 7 лет совершенствовал музыкальное образование под руководством Доминика Стефановича, который руководил городским оркестром и возглавлял музыкальную школу в Минке.

На дальнейшее развитие событий повлияла… любовь. 17-летний Станислав Монюшко влюбился в красавицу Александру Мюллер. Однажды и на всю жизнь. Чувства у молодых людей были взаимными, и их родственники не были против женитьбы. Но будущая теща Мария Мюллер выдвинула условие: свадьбы не будет, пока потенциальный муж не получит образование и какую-нибудь профессию. Станислав по причине болезни не смог окончить гимназию и поступить на государственную службу. Он принял решение заняться музыкальным образованием и отправился учиться в Берлин, тогда этот город был известен высоким статусом своих учебных заведений, а также музыкальными традициями, в какой-то степени этот город был даже культом романтизма. Профессор музыкальной академии Карл Фридрих Рунгенхаген был так впечатлён талантом и рвением студента, что поселил его на все четыре года у себя дома. Здесь Монюшко создал балладу «Три Будрисы» на тексты Адама Мицкевича, Первый струнный квартет, свою первую оперетту «Швейцарская хатка», три знаменитых романса на стихи Адама Мицкевича. И посвятил их, конечно, любимой — Александре Мюллер. По окончании обучения молодого композитора уговаривают остаться в Берлине, но он уезжает в Вильно к невесте. Они обвенчались и прожили всю жизнь вместе, а в роду Монюшко прибавится 10 имён.

Станислав служил органистом в костеле святых Иоаннов, давал уроки фортепиано и композиции (среди его учеников был и будущий «кучкист» композитор Цезарь Кюи). В виленский период композитор создал большую часть вокальных произведений на сюжеты и тексты белорусских народных песен, переведенных на польский язык Яном Чечетом, Владиславом Сырокомлей, Адамом Мицкевичем и другими выдающимися поэтами, которые объединил в серию сборников под общим названием «Хатнія спеўнікі». В газетной статье, посвященной этому событию, композитор отметил: «Основой нашей музыки должны быть наши песни». И у него фактически получилось «переломить» культ французско-итальянского звучания, потому что «Хатнія спеўнікі» вытеснили популярный доселе европейский репертуар.

Создание первых водевилей, музыкальных комедий и комических опер Монюшко связано с Минском — «Конторские служащие», «Ночлег в Аппенинах», «Лотерея».

В 1842 году предпринял неудавшуюся попытку получить место придворного композитора в оперном театре Санкт-Петербурга. Позднее, в 1849 и 1856 годах он давал в Санкт-Петербурге авторские концерты. Был знаком с русскими композиторами Михаилом Ивановичем Глинкой, Александром Сергеевичем Даргомыжским, Александром Николаевичем Серовым, которые высоко ценили его творчество. Посвятил А. Даргомыжскому «Байку».

На либретто Винцента Дунина-Марцинкевича им написан «Рекрутский набор», «Соревнования музыкантов», «Волшебная вода».

Поставленная в 1852 году в Минске вместе с Дуниным-Марцинкевичем и Константином Кжижановским «Идиллия» («Селянка») стала первой в истории оперой, в которой зазвучал белорусский язык. Фактически впервые с белорусской театральной сцены звучали национальные мелодии, поговорки, пословицы и крылатые выражения. Премьера этой комической оперы прошла с оглушительным успехом, но не понравилась властям и была снята с репертуара. Несмотря на запрет, оперу удалось поставить в Бобруйске, Слуцке, Несвиже и Глуске. К сожалению, партитура «Идиллии» была утеряна, сохранилась лишь ария комиссара Бонавентуры Выкрутача.

Большую популярность завоевала опера «Галька», которую Станислав Монюшко написал в 1847 году, в первой редакции прозвучала в концертном исполнении в 1848 году в Вильно, а в 1856 — в Минске. В 1858 году состоялась премьера в Варшаве, для которой композитор дописал ряд сцен – гуральские танцы и дополнительные вокальные номера. «Галька» стала первой национальной польской оперой. После настоящего триумфа Монюшко был предложен пост дирижёра Большого театра.

Он продолжил работать в излюбленном жанре оперы, создав «Плотогоны, или Флис», богатство песенных и танцевальных мелодий которой взято из белорусского фольклора, оперы «Графиня» и «Verbum nobile», которые засвидетельствовали зрелость оперного стиля композитора. Его сочинения с успехом ставили в Париже, Праге, Веймаре, Берлине, Милане, Дрездене. Правда, еще одно мощное и важное произведение — опера «Страшный двор» («Зачарованный замок»), сразу была запрещена царской цензурой. С 1864 года и до конца своих дней Монюшко был профессором Музыкального института Варшавы.

Станислав Монюшко умер на 54 году жизни от сердечного приступа после ссоры в институте. На прощание с композитором пришли 100 тысяч человек, на площади перед Варшавской оперой было не протолкнуться. Отпевали композитора под звуки реквиема, который Монюшко написал на смерть отца.

Станислав Монюшко стал классиком польской музыки, но был, остается и всегда будет частью белорусской культуры и земли, которая взрастила и вдохновила его. Многие произведения композитора наполнены белорусским колоритом, созданы на родине и впервые поставлены на родной сцене. На протяжении всей жизни он поддерживал тесную связь с белорусскими музыкантами, оказывал им самую разностороннюю помощь. Долгое время он сам был учителем игры на фортепиано минской пианистки Горват, посылал разным издателям, в том числе Ф. Листу, произведения талантливого композитора и пианиста  Ф. Миладовского, писал статьи о своих соотечественниках — минском фортепианном и органном мастере Белявском, гродненской скрипачк, рецензировал книгу Н. Орды «Грамматика музыки», помог получить музыкальное образование К. Марцинкевич, скрипачке Кригер и другим молодым талантам, организовывал их концерты.

Монюшко — композитор, без которого нельзя представить польскую и белорусскую национальную музыку. «Славянскому Шуберту» принадлежит более 400 песен, хоровые и оркестровые сочинения, водевили, музыкальные комедии, оперы и балеты.

3 сентября 2016 года в центре Минска у городской ратуши был открыт памятник создателям белорусской национальной классической оперы композитору Станиславу Монюшко и драматургу Винценту Дунину-Марцинкевичу. Скульптурная композиция разместилась в сквере у ратуши на пл. Свободы. В середине XIX века на месте гостиницы «Европа» находился минский городской театр, здесь состоялась премьера знаменитой белорусской оперы «Идиллия»(«Сялянка»). Особая историческая ценность этого места и в том, что недалеко от пл. Свободы – на ул.Энгельса, 3 — расположен дом, в котором жил Станислав Монюшко с семьей. А в здании городской ратуши находилась музыкальная школа, которую он посещал.

Добавить комментарий