Молодость музыки

Моцарт

Моцарт — это молодость музыки, вечно

юный родник, несущий человечеству радость

весеннего обновления и душевной гармонии.

Д. Шостакович

255 лет назад по всей Европе распространилась молва о «чудо-ребенке» из австрийского города Зальцбурга. «Пятилетний мальчуган с необыкновенным мастерством играет на скрипке, клавесине, органе!» — с удивлением и недоверием обсуждали меломаны.

«Этот маленький волшебник» — Вольфганг Моцарт — родился 27 января 1756 года в семье придворного органиста и капельмейстера города Зальцбурга, Леопольда Моцарта. Отец Моцарта служил при дворе князя, правителя Зальцбурга, играл на скрипке, органе, руководил оркестром, церковным хором, писал музыку. Кроме того, Леопольд был прекрасным педагогом. И потому, довольно скоро обнаружил музыкальный талант у сына. Будучи глубоко религиозным человеком, он смотрел на необыкновенный талант ребенка как на ниспосланное свыше чудо и приступил к его образованию и воспитанию с любовью и благоговением, как к святому делу. Отец познакомил Вольфганга с лучшими произведениями композиторов того времени, водил на концерты в оперу, занимался композицией. И уже с 6-летнего возраста с триумфом гастролировал по городам Германии, Австрии, Франции, Великобритании, Швейцарии, Италии.

Композиторский талант проявился у маленького Моцарта чрезвычайно рано: в возрасте 4 лет он сочинил концерт для клавесина (причём такой виртуозный, что исполнить его под силу было лишь высокопрофессиональному исполнителю). В 7 лет Моцарт пишет свою первую симфонию. Когда Вольфгангу исполнилось 10 лет, герцог-архиепископ, убеждённый в том, что произведения чудо-ребёнка сочинял его отец, изолировал его. Дверь в комнату, где был заперт Моцарт, открывалась в течение недели только для передачи пищи. Так он написал свою первую ораторию. А уже в 12 лет по заказу императора Священной Римской Империи Иосифа II за несколько недель написал оперу «Мнимая простушка».

Отец решил везти Вольфганга в Италию, эту колыбель культуры. В течение нескольких месяцев Вольфганг совершенствовал своё композиторское мастерство под руководством крупнейшего музыкального теоретика Италии падре Мартини. По окончании этих занятий и по совету учителя Моцарт проходит испытание Болонской музыкальной академии.

Его задание —  разработать тему для фуги за 3 часа. Вольфганга заперли в отдельную комнату, но уже через полчаса он закончил работу. И в нарушение устоявшейся традиции, не позволяющей никому моложе 20 лет быть избранным, в свои 14 лет Моцарт получает почётный диплом члена Болонской музыкальной академии.

В этом же году, в канун Пасхи — 11 апреля — Вольфганг приехал с отцом в Рим. В соборе св. Петра, в Сикстинской капелле, расписанной великим Микеланджело, шло богослужение, исполнялось Miserere. Этот псалом запрещалось продавать и переписывать под страхом отлучения от церкви, запрещено было даже ноты выносить из собора. Возвратясь в гостиницу, мальчик взял нотную бумагу и по памяти записал девятиголосную партитуру для двух хоров! И вместо отлучения папа пожаловал ему орден «Золотая шпора», который в Италии приравнивался к дворянству.

Однако «чудо-ребёнок» вырос, трудное и, вместе с тем, счастливое детство кончились. И началась жизнь, полная творческих свершений и, нередко, несбывшихся надежд.

Моцарт становится первым профессиональным композитором, «свободным художником», не состоящим на службе, первым музыкантом, живущим на гонорары за свои сочинения. В 1871 г. Моцарт к большому неудовольствию отца переехал в Вену, где находился лучший национальный театр. Здесь он написал лучшие свои творения — «Похищение из сераля», «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан», «Так поступают все», «Волшебная флейта». Моцарт освоил практически все современные ему оперные жанры. Симфонии Моцарта, в довенском периоде бывшие близкими к бытовой музыке того времени, в зрелые годы приобретают значение концепционного жанра и остаются важнейшим этапом в истории мирового симфонизма.

В музыке Моцарта органично претворён художественный опыт разных эпох, национальных школ, традиций народного искусства. Ориентируясь на систему типизированных музыкальных жанров и выразительных средств своего времени, он подвергал их тщательному отбору и глубокому переосмыслению. Он, с видимой лёгкостью, блестящей виртуозностью и, при этом, необыкновенной одухотворённостью и поэтичностью творит в любом из существующих жанров.

Стиль Моцарта отличается интонационной выразительностью, пластической гибкостью, кантиленностью, богатством, изобретательностью мелодии, взаимопроникновением вокального и инструментального начал. Моцарту свойственно обострённое чувство тонально-гармонической семантики, выразительных возможностей гармонии. Фактура произведений Моцарта отличается разнообразием сочетаний и синтеза гомофонно-гармонического и полифонического складов. В области инструментовки классическая уравновешенность составов дополняется поиском различных тембровых комбинаций, персонифицированной трактовкой тембров.

Радостное мировосприятие сочетается в музыке Моцарта с глубоким драматизмом. Возвышенное и земное, трагическое и комическое, вечное и преходящее, общечеловеческое и индивидуально-неповторимое предстают в сочинениях Моцарта в динамическом равновесии и единстве.

Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!

Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь; Я знаю, я.

Вечный, солнечный свет в музыке — имя тебе Моцарт.

-так Пушкин выразил любовь к Моцарту многих великих людей, которых восхищал светлый гений Моцарта.

Вослед одной из «Маленьких трагедий» Пушкина Римский-Корсаков создал оперу «Моцарт и Сальери». Чайковский, утверждавший: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки», пишет симфоническую сюиту «Моцартиана». Ему же принадлежит русский текст оперы «Свадьба Фигаро».

«Пожалуй, в музыке нет имени, перед которым человечество так благосклонно склонялось, так радовалось и умилялось. Моцарт — символ самой музыки» — считал Б. Асафьев. И действительно, как знак высшего признания совершенства музыки Моцарта, родилось целое течение в музыке, названное неомоцартианство. К нему причисляют творческие искания П. Чайковского и С. Танеева, Ф. Шуберта и С. Прокофьева. «П.Чайковский, Э. Григ, Э. Денисов, А. Шнитке — все это музыканты, в чьем творчестве Моцарт и его искусство предстают в качестве одной из основ художественного мировоззрения» — пишет в своей диссертации В. Рогожникова.

«В музыке Моцарта можно увидеть всю Вселенную» — утверждал А. Эйнштейн. В Голландии, где во время постов строго изгонялась музыка, для Моцарта было сделано исключение, так как в его необычайном даровании духовенство усматривало перст Божий. «Не знаю, в самом ли деле ангелы в присутствии Бога играют лишь Баха; но я уверен, что в своем домашнем кругу они играют Моцарта» — настаивает выдающийся швейцарский теолог К. Барт.

 

Всем, кто хотел бы ознакомиться с литературой, посвящённой жизни и творчеству великого Моцарта рекомендуем сайт http://mozart.belcanto.ru/

 

Добавить комментарий