Маргарита Сергеевна Миненкова

Минский государственный музыкальный колледж им. М. И. Глинки — alma mater для многих известных деятелей белорусской культуры. Отделение «Музыковедение» закончили выдающиеся композиторы, критики, ведущие радио- и телепередач, исследователи и педагоги-музыковеды.
Одной из выпускниц была Маргарита Сергеевна Миненкова — музыковед, заслуженный работник культуры СССР и БССР, доцент Белгосконсерватории им. А.В. Луначарского.
М. С. Миненкова родилась в 1922 г. на хуторе Спорное Бобруйского района, Могилевской области.[1]
Её отец, Сергей Никандрович, был главным ветеринарным врачом района, мать, Эвелина Ивановна, – учительницей. Музыке Маргарита начала обучаться лишь в 11 лет у пианиста В.А.Бильдюкевича. «Урок длился два часа. Весь второй час Владимир Александрович играл сам. Он «влюбил» меня в Моцарта, Бетховена, Шопена, Чайковского. — вспоминала Маргарита Сергеевна. — С того времени я заболела музыкой». Училась играть Миненкова на особенном рояле – семейной реликвии декабристов Пущиных, найденном в разрушенном поместье Паричи.[2] Когда маленькая Маргарита сыграла свои сочинения в Бобруйской музыкальной школе девочке настоятельно рекомендовали ехать учиться в Минск.
Юная Маргарита Сергеевна поступила на подготовительный курс инструкторского отделения Минского музыкального техникума (ныне — Минский государственный музыкальный колледж им. М. И. Глинки), готовившее клубных работников. Училась Маргарита недолго — всего 1,5 года. За столь краткий срок Миненкова продемонстрировала столь яркий талант, что после зимней сессии со II курса техникума её перевели на подготовительный курс консерватории в класс композиции Николая Ильича Аладова.
Уже на I курсе консерватории она была удостоена Сталинской стипендии. На отчетном концерте композиторского факультета среди произведений выпускников консерватории Моисея Вайнберга, Льва Абелиовича, Владимира Оловникова, прозвучали две фортепианные прелюдии первокурсницы М. Миненковой, после чего ей была назначена дополнительная стипендия от Союза композиторов. Последний экзамен проходил в то время, когда Минск уже был охвачен войной. Миненкова пыталась эвакуироваться, но всё же оказалась в оккупированном городе, голодала, и, наконец, смогла вырваться в деревню Горе́лец, где в то время жила ее мать.
Однажды Маргарита с мамой, устроив немцам импровизированный концерт из произведений немецких композиторов, сумели спасти, приютившую их семью деревню от гибели.[3]
Весной 1942 г. Маргарита и ее брат Юрий стали связными партизанского отряда. В доме Миненковых проходили собирания партизан. «Однажды пришли человек тридцать, — вспоминает Маргарита Сергеевна. — Поговорили, а затем попросили меня сыграть на рояле. Два часа я не отходила от инструмента. Никогда не забуду, как мужчины вытирали слезы, растерянно улыбались, когда слушали музыку из довоенных фильмов». Вскоре дом Миненковых превратился в госпиталь. Маргарита с мамой выхаживали раненых, больных. А в октябре она вместе с братом и матерью вступила в партизанский отряд им. Суворова 2ой Минской бригады, где была медсестрой.
В 1943 г. во время одного из жесточайших боев ее мать получила тяжелое ранение, в связи с чем они оказались за линией фронта сначала в медсанбате, затем в эвакогоспиталях в Барановичах, Бобруйске и Новокузнецке. В октябре 1944 г. они возвращаются в Минск, и вскоре, не найдя там работу, едут в Марьину Горку, где мать устраивается преподавателем сельхозтехникума, а М.С. Миненкова – секретарем школы животноводов. За свои военные подвиги Маргарита Сергеевна награждена орденом «Отечественной Войны» II степени, медалями «Партизан ВОВ» I степени; «За победу над Германией»; 13-ю юбилейными медалями участника Великой Отечественной войны.
В первый послевоенный год Миненкова восстановилась на II курс консерватории. Голод и отсутствие жилья вынудили ее взять 11 частных учеников, с двумя из которых она занималась лишь за разрешение воспользоваться инструментом 1 час в день. В это же время она работала концертмейстером в педагогическом институте, в музыкальной школе педагогом музыкально-теоретических дисциплин. Загруженность на работе не помешала ей прекрасно учиться и вновь заработать Сталинскую стипендию. Однако для композиторского творчества времени не оставалось, и она решила специализироваться как теоретик. М.С. Миненкова окончила Белорусскую государственную консерваторию в 1950 г. с отличием.
В течение 8 лет М.С. Миненкова преподавала в Минском музыкальном училище. Маргарита Сергеевна обладала потрясающим даром педагога. Её уникальный музыкальный слух, помноженный на системность мышления, дал миру непревзойденного учителя.
Маргарита Сергеевна внесла колоссальный вклад в развитие традиции преподавания музыкально-теоретических дисциплин, многие годы преподавая не только в Минском музыкальном училище, но и Средней специальной музыкальной школе при БГК[4]. Долгие годы она была старшим преподавателем, исполняющим обязанности доцента кафедры теории музыки Белорусской государственной консерватории.
Маргарита Сергеевна Миненкова – основатель целой школы преподавателей-теоретиков в Беларуси. Она воспитала более 80 музыковедов. Среди них – М. Старчеус (докт. наук, проф. Московской консерватории), Е. Дулова (докт. наук, профессор, ректор Белорусской государственной академии музыки), А. Пекутько (докт. наук, профессор Белорусского государственного университета культуры), В. Антоневич (докт. наук), Т. Якименко (докт. наук); кандидаты наук и доценты: Т. Лещеня, Р. Аладова, Н. Степанская, Е. Гороховик, Т. Титова, О. Савицкая.
В разное время теоретическую подготовку в классе М.С. Миненковой получили такие известные композиторы, как Д. Смольский, С. Кортес, И. Лученок, Е. Атрашкевич, В. Копытько, В. Дорохин.
Своим богатым педагогическим опытом М. С. Миненкова щедро делилась, регулярно принимая участие в республиканских и всесоюзных научно-теоретических и практических конференциях, вела активную популяризаторскую деятельность, она была автором радиопередач, ведущей программы «Радиоклуб школьника» (1950‑е гг.). Ей принадлежит ряд научно-методических трудов «К вопросу о гармонизации мелодии в курсе гармонии: методическая записка для преподавателей и студентов-заочников» (1966), «Развитие аналитических навыков в процессе работы над музыкальным диктантом» (1998, 2‑е дополн. изд. 2002), «Гармоническое сольфеджио» (2001), «Методические рекомендации по курсу гармонии: для преподавателей музыкальных училищ и лицеев» (2008), «Теоретические и практические вопросы методики преподавания гармонии: пособие для преподавателей музыкальных училищ и лицеев», рукописные работы: «Сборник диктантов на основе белорусской народной музыки и музыки белорусских композиторов», «Теоретические и практические вопросы методики преподавания гармонии: пособие для преподавателей музыкальных училищ и колледжей», «Сборник задач по гармонии». Все эти работы не утратили своей актуальности и сегодня.
Маргарита Сергеевна была награждена медалью «За трудовое отличие» (1955); грамотой Верховного Совета БССР (1968); знаком «За отличную работу» (1969); медалью «Ветеран труда» (1980); 6-ю Почетными грамотами Министерства культуры и высшего образования БССР; 12-ю Почетными грамотами консерватории и музыкального лицея, а также большим количеством благодарностей от разных организаций БССР и СССР за музыкальную и общественную работу.
Но главное – она продолжает жить в своих учениках, учениках учеников. Методическое и педагогическое мастерство Маргариты Сергеевны, воплощенное в ряде учебно-методических изданий, позволяет педагогам республики и сегодня поддерживать высокий уровень и престиж белорусского профессионального музыкального образования далеко за пределами нашей страны.

[1] http://wiki.mogilev.by/index.php
[2] https://www.sb.by/articles/staryy-dobryy-royal.html
[3] М.Мінянкова. Водгулле няўмольнага часу (Часопіс “Мастацтва № 6 (327) 01.06.2010 — 30.06.2010 г)
http://www.kimpress.by/index.phtml?page=2&DomainName=mast&id=550
[4] http://www.rmcollege.by/educators/special/theory

 

Добавить комментарий