БРИТАНСКИЙ ОРФЕЙ

Когда произносят слова «английская музыка», в памяти возникают три имени: Бриттен, Гендель и Пёрселл. «Приходилось ли вам слышать что-либо столь восхитительное, величественное и столь возвышенное в своем воздействии, что невольно исторгает у всех слезы, и вместе с тем простое и естественное; все это показывает силу музыки, когда она правильно используется и служит благочестивым целям» — такие вдохновенные слова о музыке Генри Пёрселла написал его современник, композитор и музыкальный издатель Томас Тадуэй. Генри Пёрселла современники называли «британским Орфеем». Его имя в истории английской культуры стоит рядом с великими именами В. Шекспира, Дж. Байрона, Ч. Диккенса. Генри Пёрселл начал новую эру в музыке. Будучи старшим современником таких величайших композиторов, как И.Бах и Г.Гендель, Г.Пёрселл стал крупнейшим представителем раннего английского барокко. Он родился за полгода до появления на свет Алессандро Скарлатти, а умер, когда Баху и Генделю было по 10 лет. Полное собрание сочинений Пёрселла насчитывает около трех десятков томов. Такая плодовитость (характерная для творцов XVII века) охватывала самые различные области — музыку для  театра, церкви и светских салонов. Как придворный композитор нескольких английских монархов – Карла II, Чарльза II, Якова II и Марии II – Генри Пёрселл сочинил немало восхитительных сочинений. Поистине огромное художественное наследие композитора включает произведения самых разнообразных жанров: около 50 музыкально-сценических сочинений (семи-опер, музыки к драматическим спектаклям), множество кантат, произведений камерной музыки (сюит и вариаций для клавесина, чакон, паван и сонат для скрипки, фантазий для струнного ансамбля, трио-сонат), около 300 сольных и хоровых произведений светской и духовной вокальной музыки — приветственных и траурных од, светских и духовных песен, кэтчей (распространенных в английском быту канонов). Среди его духовных композиций — псалмы, гимны, мотеты, антемы, церковные интерлюдии для органа. Перу композитора принадлежат около 70 антемов, в которых проявились выдающееся контрапунктическое мастерство и выразительная авторская интонация. Антем — жанр английской духовной музыки XVI—XVIII вв., представляющий собой развернутое хоровое песнопение (типа кантаты или развитого мотета) на библейский текст, исторически подготовившие оратории Г. Ф. Генделя. В творчестве Перселла антем представлен двумя разновидностями – антемом “полным” (“full”), опирающимся на ренессансные традиции полифонической музыки, и антемом “строфическим” (“verse”), в котором старинная полифония уступает место сольным партиям с аккомпанементом виол или органа. Значение Г.Пёрселла в истории английской музыки обусловлено не только гениальной одаренностью композитора и свежестью его идей, но и тем гармоничным синтезом традиций континентальной европейской культуры с еще скромно развитыми выразительными средствами английской музыкальной речи, которого достиг маэстро. В следующем столетии национальная музыкальная традиция была почти целиком вытеснена модными европейскими веяниями. Потому искусство Пёрселла оставалось для многих поколений его соотечественников одинокой, недостижимой вершиной. Генри Пёрселл родился 10 сентября 1659 года (хотя документальных записей ни о рождении, ни о крещении будущего композитора не сохранилось). Его отец — Генри Пёрселл-старший был придворным музыкантом, как и старший брат отца Томас. Оба брата были членами Королевской капеллы. Начиная с 1659 года семья Пёрселлов жила рядом с Вестминстерским аббатством. С пяти лет (после смерти отца) Генри воспитывал дядя Томас, заботившийся о нём как о собственном сыне. С 8 лет Генри пробует писать музыку, а самой ранней работой, о которой достоверно известно, что она написана Пёрселлом, является ода на день рождения короля, созданная в 1670 году. А через год, благодаря хлопотам дяди Томаса, Генри в качестве хориста был зачислен в Королевскую капеллу. В этом элитном заведении имели право учиться всего 12 воспитанников, которых отбирали по всей стране, отыскивая лучшие голоса и музыкальные способности. Сначала Генри обучался у декана капеллы Генри Кука, а затем у Пелхама Хамфри. После ломки голоса, в 1673 году Пёрселл ушел из капеллы и стал помощником органного мастера Джона Хингстона, выполняя обязанности хранителя, мастера по ремонту и настройке инструментов. А спустя год получил почетную и ответственную должность настройщика органа Вестминстерского аббатства —  места коронации английских королей. Выдающиеся способности юного музыканта были замечены, и 18-летний Перселл принял на себя руководство оркестром «Скрипки короля», основанного Карлом II по образцу придворного оркестра Людовика XIV «Двадцать четыре скрипки короля» (который в двадцатилетнем возрасте возглавил выдающийся французский композитор Жан Батист Люлли). Двадцатилетие Генри Пёрселла было ознаменовано новой почётной должностью, принятой им из рук своего учителя Джона Блоу — продолжая оставаться первым придворным композитором, он занял пост органиста Вестминстерского аббатства, сочетая, таким образом, две высшие музыкантские должности Англии. В 1682 году, вскоре после своей женитьбы, Пёрселл был назначен органистом королевской капеллы, при этом не оставляя прежних должностей. А ещё через год он удостаивается звания «его Величество хранитель и изготовитель органа». Исполняя столь многочисленные обязанности, Перселл интенсивно сочинял. Как придворный композитор он создавал оды по случаю свадеб, дней рождения, торжественного приезда монарха и членов его семьи. В 1683 году было впервые напечатано его сочинение — 12 сонат на три голоса (для двух скрипок и баса), посвящённых королю. Перселл оказался первым английским композитором, обратившим свой слух и взор к жанру трио-сонат. С 1687 году Пёрселл увлечённо занимается музыкальным театром, который в ту пору был тесно связан с королевским двором. Главный жанр английского музыкального театра XVII в. — семи-опера (букв. с латинского«полуопера»), в которой разговорные диалоги сочетаются с музыкой и танцем. В определённой мере этот жанр родственен французскому водевилю, испанской сарсуэле, немецкому зингшпилю. С 1690 по 1695 годГ. Пёрселл создал 5 семиопер: «Диоклетиан», «Король Артур», «Королева фей», «Тимон Афинский» и «Королева индейцев». Многие фрагменты — арии и инструментальные интермедии обрели грандиозную всеанглийскую популярность. Смерть прервала щедрый поток, создаваемой им  музыки. Пёрселл умер в 1695 году на пике мастерства и в зените своей карьеры, когда ему было только 36 лет. По одной версии, он умер от пневмонии: простудился, вернувшись поздно домой из театра и, обнаружив, что жена заперла дом на ночь. По другой версии, он умер от туберкулёза. Немалую роль, по всей видимости, сыграла его постоянная перегруженность работой и тяжелые личные утраты (из шести детей Пёрселла четверо умерли в младенчестве). Пёрселла как «величайшего мастера музыки» оплакивала вся Англия. Похоронен композитор рядом с органом в Вестминстерском аббатстве — усыпальнице английских королей, выдающихся государственных деятелей и великих людей страны. В эпитафии написано: «Здесь лежит Пёрселл, Эск., который покинул этот мир и ушёл в то блаженное место, единственное, где только его гармония может быть превзойдена». Музыка, которую он создал для похорон королевы Марии II, прозвучала и на его собственных похоронах. Его старый друг Джон Блоу написал «Оду на смерть Генри Пёрселла на слова своего давнего соавтора Джона Драйдена. Музыкальное сопровождение заупокойной службы Уильяма Крофта было выдержано в 1724 году в стиле «великого Мастера». С тех пор эта музыка звучит на всех официальных похоронах Великобритании. Творческое наследие композитора было бережно сохранено. Младший сын Даниэль Пёрселл, ставший плодовитым композитором, дописал музыку к финальному акту «Королевы индейцев» после смерти отца. Жена Пёрселла Френсис опубликовала ряд работ композитора, включая известный сборник его песен «Британский Орфей». Его популярность была чрезвычайна — такие песни, как «Музыка ненадолго» , «Чудный остров» , «Если б любовь питала музыка» , «Как я люблю уединенье» и «Нимфы и пастухи»  стали абсолютно узнаваемыми, как народные песни или джазовые стандарты. Гений Перселла, создававший произведения высочайшей художественной ценности в самых разных жанрах, ярче всего раскрылся в сфере театральной музыки. Самое выдающееся и знаменитое сочинение Пёрселла – первая английская опера «Дидона и Эней» (1689). Она была написана на либретто поэта Наума Тэйта, литературным источником послужила знаменитая эпическая поэма древнеримского классика Публия Вергилия Марона «Энеида» (песнь IV). Опера увидела свет при жизни композитора лишь однажды и отнюдь не на театральной сцене (оперных театров в ту пору в Англии попросту не существовало). Скромный и непритязательный спектакль был поставлен силами учениц женской школы-пансионата в Челси. При жизни Пёрселла партитура не была опубликована, оригинал произведения не сохранился, а некоторые фрагменты оперы оказались безвозвратно утрачены. Лишь в 1895 году, отмечая 200-летие со дня смерти Пёрселла, студенты Королевского музыкального колледжа извлекли неточную копию партитуры (выполненную в XVIII в.) из архивов и исполнили «Дидону и Энея». И с этого момента жемчужина оперной культуры XVII века утвердилась на английской, а затем и на мировой сцене. Отметим любопытный факт: в возрождённой постановке 1895 года принимали участие два студента, ставшие впоследствии крупнейшими английскими композиторами начала XX века – Ральф Воан-Уильямс и Густав Теодор Холст. Оба отмечали, что знакомство с оперой Пёрселла во многом определило направление их собственных творческих поисков. Через много лет Б. Бриттен сделал новую редакцию оперы, которая была исполнена под его управлением в 1951 г. в Лондоне. «Что происходит с нами, когда мы слушаем музыку Перселла? – размышляет замечательный исследователь английской музыки Дж. Уэстреп. – Нас может трогать его меланхоличность, мы можем радоваться щедрости его таланта; некоторые находят его музыку чересчур женственной и нежной, других же поражает ее неистовая энергия. Перселл был человеком меняющихся настроений и привязанностей, готовый ликовать и плакать, молиться и размышлять. Он мог увлечься пышным великолепием фанфар или же, пытаясь спастись от любовного томления, вдруг ощутить лихорадку в самом себе… В искусстве мы находим то, что надеемся найти, и оцениваем источник по тому, как он утоляет нашу жажду. В лучших произведениях Перселла слушатель находит этот источник жизни, творческой энергии, которая наполняет все его существо…»

Рондо из Абделазера https://www.youtube.com/watch?v=VVivtti-n-w&list=RDEMYVnyoIqs-yGDFRytFOyq7A&start_radio=1

Соната №9 («Золотая соната») https://www.youtube.com/watch?v=0x-pNd1FFHc&list=RDEMYVnyoIqs-yGDFRytFOyq7A&index=5

Звучит труба https://www.youtube.com/watch?v=1yV2FqpjUO4&list=RDEMYVnyoIqs-yGDFRytFOyq7A&index=14

Антем   https://www.youtube.com/watch?v=Jd3z3BqZIfo