ПОДРОБНОСТИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ

ПОЕЗД МЧИТСЯ В ЧИСТОМ ПОЛЕ

Знаменитая «Попутная песня» М. И. Глинки на слова Н. В. Кукольника всегда пользовалась огромной популярностью. Однако у внимательного современного слушателя (а тем более исполнителя) неизбежно возникает вопрос. Почему в тексте допущена ошибка? «Дым столбом — кипит, дымится пароход». Ведь речь идет о паровозе! Неужели автор текста Нестор Кукольник был небрежен и в угоду рифме допустил промашку?

Оказалось, что два слова – пароход и паровоз — какое-то время существовали как синонимы. Так, например, «Горный журнал» в 1835 году писал, что Е.А. и М.Е.Черепановы на Нижнетагильских горных заводах Демидовых в 1833 году построили «сухопутный пароход». А в «Церковно-славянском словаре русского языка» 1847 года четко разграничены понятия: паровоз — это «повозка, движимая силою паров», а пароход — «водоходное судно, приводимое в движение парами». Но в литературе еще какое-то время продолжало употребляться существительное пароход в старом значении, например, в «Отечественных записках» за 1859 год встречается словосочетание «сухопутные и морские пароходы».

ОГЛУШАЮЩАЯ ВЕЧНАЯ ТИШИНА…

У могилы композитора Альфреда Шнитке на Новодевичьем кладбище лежит символичный камень. На нотный стан помещён знак паузы, сверху над ним — фермата, предписывающая увеличить длительность паузы, снизу — указание «форте-фортиссимо», то есть самое громкое звучание. Всё вместе можно истолковать как оглушающую вечную тишину.

ЭФФЕКТА ДОПЛЕРА

Австрийский физик Кристиан Доплер в 1842 году теоретически обосновал, что частота колебаний, которую воспринимает наблюдатель, зависит от скорости и направления движения источника волн и наблюдателя относительно друг друга. Через три года голландский метеоролог Христофор Бейс-Баллот взялся доказать это утверждение на практике, для чего нанял паровоз с платформой, посадив на неё двух трубачей, а на перроне разместил нескольких музыкантов с абсолютным слухом. Платформа с трубачами, которые, сменяя друг друга, постоянно держали ноту соль, ездила мимо перрона в течение двух дней. Всё это время наблюдатели отмечали, что слышат разные ноты, в результате чего истинность эффекта Доплера была подтверждена.

МАЛИНОВЫЙ ЗВОН

Выражение «малиновый звон», которым обозначают мелодичное пение колоколов, не имеет отношения ни к птице малиновке, ни к ягоде малине, а происходит от названия бельгийского города Мехелен (или Малин во французской транскрипции). Именно этот город считается европейским центром колокольного литья и музыки. Мехеленскому стандарту соответствовал первый российский карильон (музыкальный инструмент для исполнения мелодии на нескольких колоколах), заказанный Петром I во Фландрии.

НЕ ЗАМЕТИЛИ…

Оперный певец Энрико Карузо обладал голосом неповторимого тембра, в котором естественное баритональное, бархатистое звучание нижнего и среднего регистров сочеталось с блестящими теноровыми верхами. Благодаря исключительному владению дыханием, безупречной интонации и, главное, высокой исполнительской культуре стал легендой вокального искусства XX века, образцом для будущих поколений оперных теноров. Однажды при исполнении оперы Пуччини «Богема» бас повернулся к Карузо и прошептал, что потерял голос. На что Карузо сказал ему просто открывать рот и сам исполнил всю арию, стоя спиной к зрителям. Никто из публики не заметил подвоха.

МУЗЫКА ТИШИНЫ

Французский писатель и юморист Альфонс Алле почти на семьдесят лет предвосхитил минималистическую музыкальную пьесу «4’33″» Джона Кейджа своим аналогичным произведением «Траурный марш для похорон великого глухого».

Музыкальный сервис Spotify, позволяющий слушать музыку онлайн, выплачивает музыкантам вознаграждение за каждый проигранный трек, если время воспроизведения составляло не меньше 30 секунд. В марте 2014 года фанк-группа Vulfpeck загрузила на Spotify альбом «Sleepify» из десяти композиций, каждая из которых представляла собой чуть больше 30 секунд тишины. Музыканты попросили своих фанатов включать его каждую ночь в зацикленном режиме. Через семь недель сервис решил всё-таки удалить альбом, но заработанных 20 000 $ группе хватило для организации тура бесплатных концертов.

В 2001 году английский певец и композитор Майк Батт выпустил альбом кавер-версий классических произведений, в числе которых был трек «A One Minute Silence» — он представлял собой одну минуту тишины. Вскоре владельцы авторских прав на произведения Джона Кейджа, известного своей пьесой «4′33″», которая также состоит из одной тишины, заявили о намерении подать в суд на Батта за нарушение копирайта. Батт заявил, что его тишина — совсем другая и не имеет никакого отношения к тишине Кейджа, однако был вынужден договориться о внесудебном урегулировании вопроса, заплатив в качестве отступных шестизначную сумму.