ПЕСНИ – КАК ДРУЗЬЯ

18 февраля исполняется 100 лет со дня рождения Оскара Фельцмана – одного из самых плодовитых композиторов-песенников Советского Союза. Его по праву называли признанным классиком советской песни, автором мелодий эпохи. Каков же был путь композитора к поистине всенародной любви?

НАЧАЛО

Его родина – Одесса – город знаменитых поэтов и художников, муза архитекторов и кинематографии, родина многих артистов и музыкантов. Его родители Циля Абрамовна и Борис Иосифович Фельцман. Про отца — известного на Украине хирурга-ортопеда говорили: «Боря Фельцман – лучший врач среди пианистов и лучший пианист среди врачей». С пяти лет Оскара определили в школу знаменитого педагога-скрипача Петра Столярского, сразу оценившего музыкальный талант мальчика. Но Оскар сменил скрипку на фортепиано. «Через две недели занятий на скрипке я заявил: «Не хочу стоять – устал!». Столярский мгновенно отреагировал: «Садись за рояль». С тех пор играю сидя», — рассказывал Фельцман. Искреннюю и глубокую любовь к фортепиано ему привила Берта Рейнгбальд, воспитавшая целую плеяду молодых пианистов, в числе которых — великий Эмиль Гилельс. В 20-30 х годах в Одессе концертная жизнь была чрезвычайно насыщенной: на сценических площадках города выступали знаменитые исполнители – пианисты, скрипачи, певцы. И Фельцманы старались не пропустить ни одного концерта. Юный Оскар не мог оставаться лишь слушателем и исполнителем. В возрасте шести лет он написал свою первую пьесу «Осень». А затем по просьбе юного композитора отец подарил ему доску из красного дерева, на которой тот мог бы писать свои сочинения. Этот подарок Оскар Борисович сохранил до конца своих дней.

В 1939 году Оскар окончил с занесением на Золотую доску почета знаменитую школу имени П. С. Столярского по классу композиции профессора Н. Вилинского. В том же году он отправился покорять Москву. На вступительном экзамене в консерваторию его «Сонатина» для фортепиано была высоко оценена комиссией. Фельцман попал в класс композиции В. Я. Шебалина и уже на втором курсе он получил престижную Сталинскую стипендию.

НЕПРОСТОЙ ПУТЬ К ЛЁГКОМУ ЖАНРУ

В начале Великой Отечественной войны Фельцман был эвакуирован в Новосибирск, где в возрасте 20 лет стал ответственным секретарем Сибирского Союза композиторов. На заседания Союза приходили выдающиеся композиторы Г. Свиридов и В. Щербачев. В Союз композиторов СССР принимали К. Молчанова, которому на втором рояле Фельцман помогал в показе его фортепианного концерта. Там же были Е. Мравинский, И. Соллертинский, оркестр Ленинградской филармонии, джаз Утесова. В эвакуации он писал музыку для филармонии, Ленинградского Александринского театра, работал заведующим музыкальной частью Белорусского государственного Еврейского театра. Однажды в Новосибирск прибыл Б. Владимирский, который в те годы был начальником музыкальных учреждений СССР. Ему представили Фельцмана как чрезвычайно одарённого молодого композитора. И Владимирский предложил музыканту съездить в г. Сталинск, посмотреть оперетту «Сильва», поставленную Московским театром оперетты. Спектакль вдохновил композитора и, когда театр заказал молодому композитору оперетту «Синий платочек», написал ее всего за 16 дней. Правда автора пьесы Валентина Катаева раскритиковали в «Комсомольской правде», заодно досталось и композитору. А оперетта так и не была поставлена. Это было первое, но не последнее столкновение с официозной критикой.

В Москву Фельцман вернулся в 1945 году с юной женой студенткой дирижерско-хорового факультета Московской консерватории Евгенией Петровной Кайдановской. В рамках работы для Союза композиторов Фельцман писал музыкальные комедии: «Дочь фельдмаршала» (1946), «Чужая ночь» (1946), «Воздушный замок» (1948), «Если сердце молодо» (1949). Однако в основном их ставили в периферийных театрах, где они зачастую срывали аншлаги. А Оскар мечтал об успехе в столице! Наконец, в 1952 г. состоялись две премьеры: в Театре оперетты ‑ «Суворочка» и в Театре К.Станиславского и В. Немировича‑Данченко ‑ «Шумит Средиземное море». На долгие годы интерес к жанру оперетты вытеснило другое увлечение. Лишь после двадцатилетней паузы Оскар Фельцман снова обращается к оперетте. В 1973 году режиссер Юрий Хмельницкий предложил ему написать музыку к известной классической комедии Томаса Брандона «Тетка Чарлея» (на стихи Р. Рождественского). Премьера состоялась в том же году в Краснодарском театре оперетты. Чуть позже в Свердловском академическом театре музыкальной комедии с успехом шли спектакли «Пусть гитара играет» (1975) и «Старые дома» (1978).

ПЕСНЯ

В одном из интервью Фельцман вспоминал, что в пору юности считал песенный жанр несерьёзным, недостойным своего внимания, а его высказывания тех времен были полны негативного отношения к поп-музыке. Но коллеги, работавшие для эстрады, предложили Оскару несколько песенных текстов. И он решился. В 1953 году для пародийного театра «Синяя птичка» написал свою первую песню — «Теплоход» на стихи В. Драгунского и Л. Давидовича. По собственному признанию, «смущаясь и запинаясь», он предложил песню Леониду Утесову – и тот с радостью принял в репертуар сочинение молодого автора, пообещав «сделать из него шлягер». Через год «Теплоход» в исполнении Л.Утёсова звучал и на большой эстраде, и по радио, и на телевидении.

Успех окрылил композитора, и уже в следующем году он создаёт песню к фильму «Матрос с «Кометы», которая стала сверхпопулярной. Благодаря исполнению Леонида Утесова «Черное море мое» покинула лоно кинофильма и зажила собственной, весьма успешной жизнью. https://www.youtube.com/watch?v=anu6GrKf0GQ

В 1957 году для одной из ежегодных эстрадных программ сада «Эрмитаж» Фельцман написал танцевальную песню на слова Ольги Фадеевой и вручил ноты известной певице Гелене Великановой. Через пару недель вся Москва напевала: «Ландыши, ландыши…». Но популярность мелодии не помешала функционерам из ЦК КПСС подвергнуть очаровательную песенку острой критике, назвать её «образцом нарушения норм социалистической чистоты и мудрости». Пресса, вторя «партийной точке зрения», признала «Ландыши» мещанской и идеологически несостоятельной. И так длилось не месяцы и не годы, а без малого четверть века! А полюбившуюся мелодию пели и поют до сих пор не только по-русски. В Германии, Чехословакии, Японии (квартет Dark Ducks) исполняли песенку на своём языке… https://www.youtube.com/watch?v=t3dL2UHfufs

НА ВЕРШИНЕ УСПЕХА

От песни к песне О.Фельцман шёл к сердцам слушателей. Неизменной популярностью и любовью пользовалась его замечательные песни «С добрым утром», «Я верю, друзья», «Венок Дуная», «Белый свет», «Ходит песенка по кругу», «Ничего не вижу», «Манжерок», «Фронтовики, наденьте ордена», «Огромное небо». Конечно немаловажным было то, что исполняли его творения настоящие «звёзды» советской эстрады: Леонид Утёсов, Марк Бернес, Владимир Трошин, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Юрий Гуляев, Георг Отс, Лев Лещенко, Олег Анофриев, Мария Пахоменко, Леонид Серебренников, София Ротару, Анна Герман и многие другие. Эдуард Хиль вспоминал: «Как человек, исполнивший под аккомпанемент Фельцмана множество песен на концертах, могу сказать, что он еще и замечательный пианист, тонкий аккомпаниатор, умеющий слушать исполнителя, с ним на сцене певец чувствует себя очень хорошо, он надежный партнер» (цитируется по https://rg.ru/2011/02/18/felcman-site.html)

Своей любимой исполнительницей Фельцман называл Эдиту Пьеху, исполнявшей «Ничего не вижу» и «Любовь», «Венок Дуная» и «Манжерок», «Огромное небо» и «Белый свет» https://www.youtube.com/watch?v=sX8OgeKO8m4 «Он был для меня путеводной звездой, — рассказала корреспонденту «Известий» Эдита Брониславовна. — Написал мне более 20 песен. Это был настоящий творец, настоящий композитор, последний из могикан, талантище от Господа Бога, самородок, поэтому его песни будут жить еще очень долго».

В середине 1980-х годов Фельцман задумал организовать для своих авторских концертов инструментальный ансамбль. Так возник коллектив «Огни Москвы», где Оскар Борисович исполнял роль автора-песенника и художественного руководителя. Вскоре к нему на прослушивание привели молодую исполнительницу, которая никак не могла найти себя и даже подумывала о том, чтобы оставить сцену. Певица понравилась и в 1985 году дебютировала сначала на творческом вечере композитора, а затем на песенном фестивале «Песня года» с созданной специально для неё песней «Голос ребёнка». Так Ирина Аллегрова стала солисткой ансамбля «Огни Москвы». https://www.youtube.com/watch?v=B3qZjZEgaT0 Совместное творчество продлилось два года, но после перенесённого инфаркта Фельцман не мог продолжать кочевую гастрольную жизнь. И он поручает заботу о своём детище композитору Давиду Тухманову. Чуть позже ансамбль трансформировался в рок-группу «Электроклуб».

А Оскар Борисович продолжил писать. Он вдохновляется стихами прекрасных поэтов, среди которых Андрей Вознесенский, Евгений Долматовский, Михаил Матусовский, Игорь Кохановский, Марк Лисянский, Владимир Харитонов, Михаил Рябинин.

В сотрудничестве с поэтом Львом Ошаниным родились несколько «хитов» — «Песенка моего друга», «Ничего не вижу». Насладитесь этой милой и немного наивной песенкой в исполнении Вероники Кругловой, за роялем – О.Фельцман  https://www.youtube.com/watch?v=m5PEPZaJD3g

Наум Олев написал тексты к очаровательным песням «Манжерок»; «Бюро погоды», «Робинзоны», «За полчаса до весны» https://www.youtube.com/watch?v=EEWeKngu7MM

К стихам Роберта Рождественского Оскар Фельцман обращался много раз. И каждый раз этот тандем дарил слушателям прекрасные песни: «Баллада о красках», «Песенка о старости», «Только тебе», «БАМ» («Это колокол наших сердец»). Вспомните пронзительную историю, рассказанную в песне «Огромное небо» https://www.youtube.com/watch?v=TEAo1xclK0s

На стихи Игоря Шаферана и Михаила Танича были написаны ставшие чрезвычайно  популярными песни «Белый свет», «Ходит песенка по кругу». https://www.youtube.com/watch?v=m5PEPZaJD3g

Стихи Расула Гамзатова стали творческим импульсом к созданию целого ряда музыкальных сочинений. В 1972 году О. Фельцман написал цикл «С любовью к женщине», который вдохновенно исполнил М. Магомаев. Через год композитор обратился к поэзии Гамзатова и создал ораторию «Родина» для солиста, хора и оркестра, в трех частях. Через год появилась песня «Любовь», прозвучавшая в исполнении Сергея Захарова на фестивале «Песня года». В 1980 году Фельцман создал ещё один песенный цикл «Дай мне руку, друг», дебютное исполнение которого автор доверил И. Кобзону.

Оскар Фельцман создал около полутора тысяч песен. Они лились из радиоприемников и с телеэкранов, звучали и в будни, и в праздники. Большая часть песен Оскара Борисовича стали любимыми для тысяч и тысяч слушателей. Лариса Долина говорила: «Оскар Борисович, с присущим ему одесским оптимизмом, писал такие красивые и жизнеутверждающие песни, которые согревали сердце и давали надежду…Мне думается, что Фельцман был самым лучшим мелодистом в те времена, и его песни хотелось петь всем. У Оскара Борисовича было чутье и прекрасный музыкальный вкус, разумеется, не говоря уже о музыкальной культуре и высочайшем образовании. Песни Оскара Борисовича Фельцмана будут жить всегда, и петь их тоже будут всегда!»

ПЕСНИ С ИСТОРИЯМИ

Каждая песня – по-своему интересна и особенна, но есть песни с необычной историей…
«14 минут до старта» на стихи Владимира Войновича. О.Фельцман вспоминал: «Однажды мне позвонили и говорят: «Оскар, это военная тайна, но послезавтра в космос запустят первый искусственный спутник Земли, и хотелось бы, чтобы такое событие сопровождала песня — ты сможешь ее написать?». Я задумался: «Музыку, может, и да, но у меня же нет текста». Оказалось, они об этом уже позаботились: «Ты знаешь, недавно мы приняли на работу одного мальчика — он уверяет, что справится»… Спустя пару часов меня этот мальчик набрал — звали его Владимир Войнович, тогда просто Володя — и продиктовал слово в слово ныне известный текст…Потом эту песню взял в космос Гагарин, ее распевали дуэтом, летая одновременно на двух кораблях, Попович и Николаев — и пошло-поехало… ». С тех пор у космонавтов принято перед полетом в космос обязательно послушать эту песню.

«Манжерок» на стихи Наума Олева. «С песней «Манжерок» связана просто смешная история. Комсомол организовал международный слет молодежи в географической точке с таким названием. Мне заказали музыку и попросили «организовать» слова для пеcни. Все поэты отказывались писать стихи, так как для них слово «Манжерок» ничего не означало. Одни говорили, что это селение где-то на Урале, другие думали о Байкале… На карте ничего не значилось. Песня вообще не должна была состояться. Отчаявшись, я сам стал фантазировать по поводу содержания песни. Прошел день, другой. И вдруг я сообразил. Если никто не знает, что это за диковинка — Манжерок, почему бы песню не начать так: «Расскажи-ка мне, дружок, что такое Манжерок»? Я позвонил поэту Науму Олеву, прочел две первые строчки, и мгновенно в телефонной трубке прозвучало: «Так это совсем другое дело! Все будет в порядке! Я уже пишу»! Так появилась песня с загадочным названием «Манжерок»…» (из книги Оскара Фельцмана «Костюм от Фишмана и другое»)

«Помнят люди» (на стихи Евгения Долматовского). Поэт прочёл в газете реальную историю о спасения советского разведчика — грузина по национальности, и потому «вычисленного» нацистами среди жителей в белорусской деревушки. Разведчика схватили и вели на расстрел. А спасла его местная деревенская девушка, с криком и плачем молившая фашистов «Не трогайте моего родного брата!»… Долматовский написал об этом стихи. Фельцмана тронула история и он создал песню, прозвучавшую в исполнении Л.Зыкиной на фестивале «Песня-77». Через какое-то время Фельцман выступал в Тбилиси на концерте и вдруг на сцену пригласили статного человека — проректора политехнического института — и объявили: «Вот герой этой песни!». А спустя полгода откликнулась и женщина из Белоруссии… Наша общая встреча, состоявшаяся в Грузии, была радостной, трогательной и душевной», — рассказывал Фельцман.

НЕ ТОЛЬКО ПЕСНЯ

В 1970-е годы Фельцман обращался не только к песенному, но и к балладному жанру: «Баллада о бессмертии» и «Баллада о красках» на стихи Роберта Рождественского, «Баллада о знамени» на стихи Евгения Долматовского.

В творческом багаже композитора произведения есть разных жанров: кантаты «Хлеб», «Цвети, республика моя», оратория «Родина», симфоническая увертюра, концерт для скрипки с оркестром. Фельцман ‑ автор музыки ко многим драматическим спектаклям, среди них «Мой брат играет на кларнете» (1968), «Молодая гвардия» (1974). Он написал музыку к кинофильмам «Три времени года» (1968), «Скворец и лира» (1974), «Наследство» (1984), «Цветы календулы» (1998), к нескольким мультфильмам.

Не обошёл вниманием Оскар Борисович и жанр балета. Первым стало сочинение, связанное с открытием хореографического училища в приполярном городе Ноябрьске, по либретто А. Агамирова был написан балет «Булочка» (1995). А в 2000 году для «Русского балета» Вячеслава Гордеева композитором был написан балет по мотивам новеллы Проспера Мериме «Венера Ильская». Либретто создавал творческий тандем В. Гордеева и О. Фельцмана.

Им созданы камерно-вокальные сочинения «Десять романсов на стихи Инны Лиснянской», «Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой», «Цикл песен на стихи Хаима Бялика», а также циклы на стихи Расула Гамзатова «С любовью к женщине», на стихи Е.Долматовского — «Испанские сюжеты», «Красная площадь». В 1987 году Фельцман написал вокальный цикл «Песни былого», в основе которого – тексты сборника «Из еврейской народной поэзии». Исполнил этот цикл Иосиф Кобзон. В конце 1990-х годов Фельцман написал 12 песен на стихи Юрия Гарина. Композитор сам исполнял их в Одессе на авторском концерте в дни празднования 200-летия города.

В последние годы жизни им был создан диск под названием «Еврейское счастье», на котором собраны 10 инструментальных пьес в исполнении трио «Мазл Тов» из Екатеринбурга, обладателей первой премии международного конкурса на лучшее исполнение еврейской музыки в рамках фестиваля имени Соломона Михоэлса в Москве.

Оскар Борисович говорил: «Вообще музыка бывает двух сортов – хорошая и плохая. Хорошая мелодия должна быть простой и содержать сильный эмоциональный настрой. Песни должны настолько легко запоминаться, чтобы их можно было вспомнить в нужный момент. Ведь песни – как друзья…»