ПЕРВЕЙШИЙ КОМПОЗИТОР ГЕРМАНИИ

Георг Филипп Телеман (14 марта 1681 - 25 июня 1767) преуспел в самых разных видах деятельности: был блистательным виртуозом игры на клавесине и органе, с успехом исполнял обязанности музыкального директора, стал создателем и руководителем оркестров в Лейпциге и Франкфурте-на-Майне, основателем одного из первых немецких музыкальных журналов. И, конечно же, Телеман был выдающимся, необыкновенно плодовитым композитором, работавшим во всех известных в его время жанрах и стилях. За свою долгую творческую жизнь Телеман (а творил он 76 лет начиная с десятилетнего возраста) с неистовой страстью создавал оперы и камерные сочинения, оратории и кантаты, концерты и сюиты, сонаты и песни.

Именно Телемана современники считали "первейшим композитором Германии". Судьба была благосклонна к маэстро - ему не приходилось сражаться за доходные должности и выгодные заказы, немецкие аристократы наперебой предлагали этому самому «жизнерадостному мастеру немецкого барокко» своё покровительство. Если Гендель и Бах (рождённые в один год и ушедшие из мира с разницей в 9 лет) были высшими гениями эпохи барокко, то Телеман (старше их на четыре года) принадлежал иной эпохе. Он оказался человеком века Просвещения, эпохи Дидро, Вольтера и Бомарше, громогласно заявивших о необходимости доступности знаний для всех слоев общества.

Георг Филипп Телеман уже в раннем возрасте проявил музыкальную одарённость. Он самостоятельно научился играть на многочисленных инструментах - скрипке, блокфлейте, гобое, виоле да гамба, шалюмо и клавире; проявил большие способности в сочинении. Однако его семья, и особенно мать, были против музыкальной карьеры, и юный талант не получил систематического музыкального образования.

В гимназии юноша глубоко изучал латынь, греческий язык, риторику, диалектику и немецкую поэзию. О высоком уровне образованности Телемана свидетельствует, тот факт, что он писал стихи на немецком, французском и латинском языках. В 1701 году он поступил в Лейпцигский университет, где принялся за изучение права. Но вскоре увлечение музыкой возобладало. Он реорганизовал студенческое музыкальное общество Collegium Musicum в любительский оркестр, который давал публичные концерты. Одновременно с увлечением писал оперы для недавно созданного общедоступного театра, который со временем возглавил. Местные власти оценили исключительное трудолюбие, энергию и организаторский талант молодого музыканта - поставили его на должность органиста в университетской часовне в Нойенкирхе. Более того, поручили ему помогать органисту церкви Томаскирхе Иоганну Кунау. К сожалению, признанный маэстро воспринял Телемана как соперника и выскочку, тогда как молодой композитор старался учиться у опытного коллеги. Кстати, через 20 лет муниципальные власти города предложили Телеману сменить Кунау на посту органиста. Когда же Телеман не принял предложения, должность досталась Иоганну Себастьяну Баху. Невероятно, но назначение сопровождалось комментарием: "За неимением лучшего приходится довольствоваться средним".

Следующий жизненный этап композитора был связан со службой в качестве капельмейстера при дворе графа фон Промница, где Телеман получил возможность изучить французскую музыку. А сопровождая своего нанимателя во время его поездок в Польшу, он открыл для себя польский фольклор, вызвавший у молодого композитора неподдельный восторг.

Через три года он отправился в Эйзенах, где сначала работал скрипачом, затем концертмейстером и, наконец, капельмейстером. Вероятнее всего, именно здесь Телеман встретился с И.С.Бахом, двоюродный брат которого, Бернард Бах был городским органистом и придворным клавесинистом. Кроме недолгой поездки во Францию, где его произведения вызвали бурный восторг публики, и откуда началась его европейская известность, Телеман не выезжал за пределы Германии. Кстати, в дальнейшем Телеман был дружен с Бахом, который отправлял ему свои ноты. Более того, он стал крестным отцом одного из сыновей Баха - Карла Филиппа Эммануэля.

Постепенно Телеман приобретал ценнейший опыт, позволивший ему стать музыкальным директором Франкфурта-на-Майне (1712–1721). Это означало, что он отвечал за официальную музыку города. Но главное: во Франкфурте Телеман начал издавать музыку, которая прославила его не только в Германии, но и за рубежом.

Сменив множество мест работы в разных городах Германии, Телеман окончательно «осел» в Гамбурге, где остался до конца своих дней. В 1721 году он стал кантором Латинской школы и занял почетный пост музыкального директора, так что под его руководством находились пять главных городских церквей. Жизнь Георга Филиппа была наполнена разнообразной деятельностью: он содействовал открытию первого в Германии публичного концертного зала и тем самым сделал доступной для широкой публики ту музыку, что прежде была достоянием лишь двора, аристократии, избранных горожан. Телеман руководил музыкальной коллегией, основал первый немецкий музыкальный журнал «Der getreue Music-Meister», возглавлял обучение музыке в Иоханнеуме – известной гамбургской классической гимназии.

Вся эта интенсивная работа сочеталась с активным творчеством - в обязанности Телемана входило сочинение кантат (как для церквей, так и для гражданских церемоний), создавал оперы для знаменитого Гамбургского оперного театра. Некоторые его творения, такие как «Терпеливый Сократ» и «Мирвайс» продолжили лучшие традиции гамбургской школы. А вот сценическое интермеццо в итальянском стиле «Пимпинон» можно считать прообразом оперы-буффа. В большой исторической опере «Победа красоты» контраст трагического и комического передан в манере, близкой романтизму. Стремление к созданию музыкальных характеристик оперных героев инструментальными средствами в дальнейшем нашло развитие у великих Глюка и Моцарта.

Телеман создал грандиозное количество разножанровых сочинений: свыше 40 опер, 44 оратории, более 20 годовых циклов духовных кантат, около 600 оркестровых сюит, множество  камерно-инструментальных произведений, более 700 песен, К сожалению, значительная часть этого наследия сейчас утеряна.

Плодовитый композитор и активный музыкальный деятель, Телеман был одарён и литературным талантом, причём в равной степени владел как поэтическим, так и прозаическим слогом. Многие тексты в его вокальных произведениях созданы им самим, после смерти своей первой жены он опубликовал большое стихотворение, кроме того он оставил две автобиографии (1718 и 1739 годов). Во второй из них композитор дал подробное описание своего стилистического развития: «Что я достиг совершенства в уважении к музыкальному стилю, хорошо известно. Сперва пришел польский стиль, за ним последовали французский, церковный, камерный и оперный стили, и, наконец, итальянский стиль, который сейчас занимает меня больше других». Мастер не преувеличивал своих талантов, у него был дар создавать естественную по мелодии, смелую по гармонии и прекрасно оркестрованную музыку.

С 1725 году Телеман с неистощимой энергией взялся за издание собственной музыки. Ценнейшими оказались многочисленные предисловия Телемана к сборникам его музыки, в которых он даёт практические советы исполнителям. Под своим лейблом за 15 лет он издал 42 публикации, самостоятельно гравируя печатные пластины. Его агенты трудились в Берлине и Лейпциге, Йене и Нюрнберге, Франкфурте, Амстердаме и Лондоне.

Прижизненная слава Телемана, известного также под анаграмматическим псевдонимом Меланте, шагнула далеко за пределы Германии. Иоганн Маттезон, крупнейший музыкальный критик XVIII века, чей авторитет в Европе был непререкаем, писал:

«Корелли хвалят все, Люлли у славы в храме,

один лишь Телеман царит над похвалами».

Как показывает история, творчество многих выдающихся композиторов на долгие годы было предано забвению. Спустя почти целый век после смерти И.С. Баха, его музыка вновь зазвучала, благодаря концерту, организованному Ф. Мендельсоном. Возрождение музыки А. Вивальди началось в 20-х гг. XX в. благодаря усилиям итальянского музыковеда А.Джентили. Подлинно глубокий интерес широких слоёв публики к творческому наследию Г.Телемана пробудился лишь в 60-х гг. XX века, с началом деятельности Телемановского общества в городе его детства Магдебурге.

Для нынешних меломанов эпоха барокко – это, прежде всего, музыка И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, А. Вивальди. Однако без жизнерадостной и яркой музыки Телемана картина музыкального XVIII века была бы неполной и лишённой самых восхитительных красок.

З. Рампе: «Потребуется как минимум еще сто лет для полного осмысления его наследия и для формирования истинного представления о Телемане как об одном из самых заметных мастеров вокальных композиций XVIII столетия».