«ОДЕТЬ БАЛАЛАЙКУ ВО ФРАК»

«Если хотите испытать тончайшее эстетическое наслаждение

− пойдите послушайте творчество русских балалаечников»

Л. Шмидт (немецкий музыковед)

 

15 января исполняется 160 лет со дня рождения выдающегося русского музыканта Василия Васильевича Андреева — музыканта-просветителя, реформатора русских народных инструментов, создателя и руководителя первого Великорусского оркестра, общественного деятеля, педагога, композитора, дирижера, исполнителя-виртуоза на балалайке и гармонике!

Искусный музыкант, он внёс большой вклад в отечественную и мировую музыкальную культуру, открыл в ней новую главу русской национальной музыки, широко показал красоту её исполнения на народных инструментах.

В. В. Андреев родился в Бежецке Тверской губернии в семье купца и потомственной дворянки. С детства проявлял необычайную музыкальность, он обучался игре на фортепиано и скрипке. И, конечно, слушал, глубоко прочувствовал и полюбил народную песню. А в имении своей матери — деревне Марьино — он научился играть на балалайке у крестьянина Антипа. «14 лет от роду я играл самоучкой на 12 инструментах, не зная ни одной ноты» — вспоминал впоследствии В. Андреев.

Неожиданно судьбоносным событием стала поездка 22-х летнего Василия Андреева в гости. Там он услыхал виртуозную игру на балалайке бежецкого помещика Александра Паскина. Позднее А. Паскин вспоминал об этой встрече: «В один из своих приездов в Бежецк В.В. Андреев встретился со мной в доме друга моего П.А. Байера, у которого на рояле лежала балалайка. Как истинный любитель музыки, Василий Васильевич, конечно, обратил на это внимание, и мне пришлось исполнить его желание и поиграть. Впечатление у него осталось очень сильное… Тогда же он говорил, что слышал балалайку у себя в деревне, но музыкант играл левой рукой, да притом и балалайка у него была очень плохая, самодельная… После свидания со мной Василием Васильевичем была немедленно заказана балалайка столяру Антонову, который сам играл довольно порядочно».

С завидной энергией Андреев взялся осваивать инструмент. В 1884 году он отважился выступить в качестве солиста-балалаечника в благотворительном концерте в Самаре.

Однако акустические свойства инструмента были не слишком хороши. Убеждённый в том, что простенькую деревенскую балалайку можно поднять до академического профессионального уровня, Андреев с энтузиазмом принялся за ее усовершенствование. Вместо березы для корпуса инструмента он придумал использовать гулкий горный клен, заменил кишечные перевязки на грифе на металлические лады, — и балалайка зазвучала совсем иначе. В этом деле ему помогал столяр-краснодеревщик Семен Налимов, получивший позднее прозвище «балалаечный Страдивариус».

В творческом тандеме с инструментальным мастером Ф. С. Пасербским В.В.Андреев сначала сконструировал 5-ладовую (конец 1885- начало 1886), затем 12-ладовую хроматическую (1886) балалайку.

В 1886 году с новым, улучшенным инструментом Андреев дебютировал в Петербурге в зале Благородного собрания. «Когда я…приехал в Петербург, мою игру услыхал профессор Н.Быстров, который и уговорил меня выступить в музыкальном обществе. Мне было тогда жутко, но блестящий успех, выпавший на мою долю, ободрил меня. Игра понравилась, и балалайка стала с тех пор быстро распространяться в городе. Тогда я бросил всё и всецело посвятил себя балалайке…» — рассказывал он в 1898 в обстоятельном интервью «Петербургской газете».

Незаурядный одаренный музыкант, блестящий виртуоз, обаятельный человек, не чуждый аристократического лоска, Андреев стал законодателя мод в великосветских салонах. «Подливал масло в огонь» Федор Шаляпин утверждавший, что учиться одеваться надо у Василия Андреева. «Не только мужчины, но и дамы из высшего общества с большим увлечением играют на балалайке…» — вспоминал В. Андреев.

В 1887 году по чертежам Андреева были созданы разновидности хроматической балалайки: дискант, пикколо, прима, альт, бас, контрабас. Андреев создал «Школу для балалайки» — первое учебное пособие по игре на этом инструменте.

В том же году Василий Васильевич организовал «Кружок любителей игры на балалайках», в который вошли восемь музыкантов. Первый концерт коллектива состоялся в зале Городского Кредитного общества в Петербурге 20 марта 1888. В тот вечер зрители услышали исполнение песен «Барыня», «Выйду ль я на реченьку», «По улице мостовой», «Камаринская» с басовым аккомпанементом a la Глинка. «Зал буквально дрожал от аплодисментов, — сообщала пресса, отмечая, что темпы, которые брал господин Андреев, «отличались такой огненной живостью и быстротой, что наиболее пылкие слушатели невольно притопывали ногами, готовые пуститься в пляс».

«Кружок» отправился в гастрольное турне по городам Российской империи: Москва, Курск, Орел, Тула, Тверь рукоплескали ансамблю энтузиастов-виртуозов. «Концерт балалаечников сопровождался таким огромным успехом, какой выпадает на долю разве только великих европейских виртуозов. Билеты были заранее все распроданы, и целые толпы разочарованных уходили из кассы ни с чем», — писал «Петербургский листок».

Покорил новый коллектив и Европу. Выступления на Всемирной выставке в Париже осенью 1889 принесли «Кружку любителей» европейскую известность. А в 1892 году В.В. Андреев был избран почетным членом Французской академии изящных искусств «за введение нового элемента в музыку». «Из сферы загнанности и забвения усовершенствованная балалайка вышла на музыкальную дорогу, на которой ей, если и не суждено сделать более того, что ей принадлежит, как инструменту, во всяком случае, бедному и мало музыкальному, то все же она может получить не только в народе, но и в образованном обществе, такое же право гражданства, какими пользуются гитара и мандолина в Европе. Г-ну Андрееву принадлежит первая честь в деле возрождения русской балалайки…», — резюмировал журналист «Петербургского листка».

Через восемь лет интенсивной концертной деятельности В. Андреев решил расширить инструментальный состав ансамбля и включил другие русские народные инструменты – гусли, домры.

Домра – ещё одно открытие и подарок миру В. Андреева. Началом возрождения народного инструмента стала чудом сохранившаяся старинная домра, обнаруженная В. Андреевым в 1896 году в Вятской губернии. Это было невероятная находка. Ведь в 1648 году русский царь Алексей Михайлович повелел истребить музыкальные инструменты скоморохов. За выполнение указа взялись с таким рвением, что после XVII в. нет даже упоминаний о домре. По аналогии с балалайкой Андреевым было создано целое семейство домр: пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая, теноровая, басовая, домра-контрабас.

В исполнительский состав ансамбля были включены домры, гусли, свирели, жалейки, бубны, накры (литавры). Так «Кружок любителей игры на балалайке» стал Великорусским оркестром. В 1897 году премьера обновленного коллектива, состоявшего уже из 14 человек, состоялась в зале Дворянского собрания.

В 1900 году на Всемирной выставке в международной публике были впервые представлены реконструированные балалайки и домры. Великорусский оркестр под управлением В. Андреева, демонстрировал их всей красе. В результате Андреев получил Большую золотую медаль Выставки; мастер, изготовивший инструменты С.И.Налимов — бронзовую.

В скором времени оркестр завоевал мировое признание. В 1908-1911 оркестру рукоплескала публика Франции, Германии, Англии, США и Канады. Газеты публиковали восторженные рецензии! Английская «Таймс» отмечала: «По справедливости каждая нация могла бы гордиться тем делом, которое создал в музыкальной области В. В. Андреев, подарив своему народу им воссозданный национальный оркестр, который по справедливости должен занять первое место среди существующих ему подобных у других народов». После гастролей оркестра в Англии в 1910 году Россия получила заказ на 40 тысяч балалаек, которые начали распространяться по всему миру. Русский оркестр захотел завести даже персидский шах! Выдающийся французский композитор Ж. Массне писал об этих концертах: «Я слушал с громадным интересом Кружок русских балалаечников. Я в восторге от их талантов и звуков, которые они извлекают из своих столь живописных инструментов». В Америке в 1911 году выпустили грампластинку с записью Великорусского оркестра. В этом же году с соло на балалайке в оркестре Андреева выступил десятилетний Ника Осипов, будущий знаменитый музыкант, имя которого теперь носит оркестр народных инструментов. «Великорусский оркестр надо считать самым выдающимся явлением в музыкальной области нашей эпохи», — писала американская газета «Нью-Йорк таймс».

В 1912-1913 Великорусский оркестр совершил гастрольное турне по городам России от Петербурга до далеких провинций. Андреевым восхищались Л. Толстой, Н. Римский-Корсаков. «Какая прелесть эти балалайки! – восклицал П. И. Чайковский. – Как это хорошо, как художественно и стильно! Какой чудный, прозрачный звук! Я не говорю уже об исполнении – оно художественно, но самый тембр звука удивительно интересен. Какой поразительный эффект могут дать они в оркестре! По тембру – это незаменимые инструменты».

В 1913 году Андрееву был пожалован титул надворного советника. Во время одного из выступлений император Николай II подарил ему золотой портсигар, усыпанный бриллиантами. Еще более щедрым подарком стало присвоение Великорусскому оркестру в 1914-м звания «Императорский Великорусский оркестр», а Андрееву — звания «Солист Его Императорского Величества».

Благодаря невероятной энергии и таланту организатора, Андреев добился того, что в армии было введено обучение игре на балалайке, для чего был учреждён штат преподавателей игры на балалайке, а сам Андреев с 1897 стал «заведующим преподаванием народной музыки в войсках гвардии».

В 1913-м он создал курсы балалаечников в железнодорожных училищах, в 1915-м организовал курсы для сельских учителей, в 1916-м – общество распространения игры на народных инструментах, устраивал публичные лекции-концерты с целью пропаганды народной музыки. Андреев считал, что «музыка была до сих пор привилегией образованного общества, между тем значение её в народе несомненно. Народ тоже имеет свои духовные запросы, и вот эти-то запросы оставались неудовлетворенными…Взгляните теперь, как расцветают фабричные оркестры балалаечников и какой живой струей это музыкальное течение влилось в серую фабричную жизнь. Появились самоучки и таланты, явился дух соревнования. Фабричные оркестры пользуются большим успехом у местного населения, доказывая, что музыка так же отвечает запросам народа, как и интеллигенции».

Андреев «создал новую область музыкального творчества — русское народно-инструментальное искусство письменной традиции — явление уникальное не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре, так как представляет собой особый сплав элементов фольклорного и профессионально-академического искусства» — говорил исследователь творчества Андреева М. И. Имханицкий.

В 1913 году на праздновании 25-летия Великорусского оркестра в большом зале Мариинского театра великий музыкант и друг Андреева Фёдор Шаляпин сказал «Ты пригрел у своего доброго, тёплого сердца сиротиночку-балалайку. От твоей заботы и любви она выросла в чудесную русскую красавицу, покорившую своей красотой весь мир…»

Все силы, время и состояние Василий Васильевич отдал делу возрождения и популяризации народных инструментов, реализации своей мечты — «одеть балалайку во фрак». Благодаря его энтузиазму, самоотверженности, подвижнической деятельности, любви к русской национальной культуре и патриотизму балалайка стала концертным инструментом и ныне продолжает своё триумфальное шествие по странам и континентам.