Двойной юбилей музыкальной династии

Династия невелика —  всего два композитора, но каких! В январе с разницей в 15 дней  любители музыки отметят 120-летие Исаака Дунаевского и 75-летие Максима Дунаевского. Разными путями эти талантливые композиторы пришли к «лёгкому» жанру – киномузыке. «Сердце, тебе не хочется покоя», «А ну-ка, песню нам пропой, весёлый ветер!», «Летите, голуби», «Каким ты был, таким ты и остался» — эти песни любило и знало наизусть старшее поколение нашей страны. Песни «Ветер перемен», «Городские цветы», «Позвони мне, позвони!» напевало поколение 80-х. И те, и другие ценят душевные мелодии Дунаевских.

Исаак Дунаевский родился 30 января 1900 года в небольшом городке Лохвице под Полтавой в семье кассира «Общества взаимного кредита» Цали-Йосефа Соломоновича Дунаевского. Мальчику дали имя Исаак Беру Иосиф Бецалев. Если отец Исаака к музыке никакого отношения не имел, то мать Розалия Исааковна неплохо пела и играла на нескольких музыкальных инструментах, как и дядя Самуил, брат отца, живший в их семье и бывший владельцем единственного в Лохвице граммофона. В семье Дунаевских было семеро детей, один ребенок в раннем возрасте погиб, единственная дочь стала учителем физики, а пятеро братьев — музыкантами. Из них, кроме Исаака, известными стали: Зиновий, заслуженный деятель искусств Украины, художественный руководитель ансамбля «Донбасс», автор знаменитого «Шахтерского вальса», и Семен, народный артист России, художественный руководитель детского железнодорожного ансамбля.

В 6 лет Исаак самостоятельно научился играть на фортепиано и овладел нотной грамотой, а в 7 начал концертировать с братом Борисом в домах знакомых матери и отца, в 9 стал сочинять свои первые музыкальные опусы. В 1910 году семья переехала в Харьков, где он поступил в музыкальное училище. В 1918 году с золотой медалью окончил гимназию, а через год — харьковскую консерваторию по классу скрипки и композиции.

В Харьковском драматическом театре И. Дунаевский проработал до 1924 года, когда переехал в Москву. Там два года он руководил музыкальной частью Вольного театра, театра «Эрмитаж», в 1926 году возглавил музыкальную часть театра Сатиры, где работал над музыкальным оформлением многих спектаклей. Сама жизнь заставляла его писать музыку, причем очень много музыки.

В 1929 году Дунаевский переехал в Ленинград и начал работать дирижером в Мюзик-холле — в том самом, который позже прославился постановками Утесова. Естественно, у Дунаевского с Утесовым возникает творческая дружба. Они вместе создают музыкально-эстрадное представление «Музыкальный магазин» (1932), ставшее тогда настоящим шлягером жанра. К моменту создания «Музыкального магазина» Дунаевский искусно владел всеми приемами джазовой оркестровки. Его особенностью было то, что он намеренно избегал «скрежещущих» аккордов, которыми грешили другие композиторы, делал акцент на четких, завораживающих ритмах, старался вызвать музыкой хорошее настроение.

Настоящая слава пришла к Дунаевскому после фильма «Веселые ребята». Для фильма композитор написал около двадцати различных музыкальных номеров. Правда, не обошлось без небольшого скандала. В середине 1935 года на I Международном фестивале в Москве был показан американский фильм «Вива, Вилья» («Капитан армии свободы»), и зрители обратили внимание, что мелодия песни мексиканских повстанцев очень похожа на «Марш веселых ребят». Мнения разделились: одни упрекали в плагиате американцев, другие — Дунаевского. Исаак Осипович заявил во всеуслышание, что в «Марше веселых ребят» он использовал мелодии американских блюзов.

Дунаевский написал музыку к 27 художественным и мультипликационным фильмам. Наиболее урожайным для него был 1936 год. Тогда было создано семь фильмов: «Вратарь», «Девушка спешит на свидание», «Дети капитана Гранта», «Дочь Родины», «Искатели счастья», «Концерт Бетховена» и «Цирк».

Дунаевский отличался колоссальной работоспособностью. Он мог одновременно работать над несколькими кинофильмами, опереттой, песнями, другими музыкальными произведениями. Чаще всего он работал в ночное время, так как днем участвовал в различных творческих и общественных мероприятиях: он был депутатом Верховного Совета РСФСР, руководителем нескольких общественных организаций и художественным руководителем нескольких музыкальных ансамблей, причем, если какое-либо его произведением записывалось на пластинку, то, как правило, он сам становился за дирижерский пульт. В 1939 году именем Дунаевского был назван пароход. До этого такой чести были удостоены лишь Любовь Орлова и Валерий Чкалов.

У Дунаевского было немало недругов и завистников среди композиторов и музыкантов. Во время войны его пытались обвинить в трусости и творческом застое. «Иссяк Осипович!» — злорадствовали они. Но в действительности почти всю войну Дунаевский колесил с возглавляемым им железнодорожным ансамблем песни и пляски по Сибири и Дальнему Востоку, давая концерты на заводах, фабриках, в воинских частях. И там прозвучало немало новых произведений композитора на военную тему. Просто тогда у него не было возможности записать их на пластинки или выступить с ними по Всесоюзному радио.

В 1947 году со съемочной группой фильма «Весна» Дунаевский оказался в Праге. Там он допустил две непростительные ошибки: дал интервью журналисту не лояльной к советскому режиму газеты и не согласовал это со своим посольством. Вскоре Дунаевского стали выводить из состава различных комитетов и организаций. Сталин вычеркнул его из списка на присуждение премии за музыку к оперетте «Вольный ветер», а режиссер Григорий Александров, с которым они сделали самые лучшие свои фильмы, заказал музыку к картине «Встреча на Эльбе» не ему, а Шостаковичу. Это была первая большая творческая и личная трагедия великого маэстро.

Исаак Дунаевский обладал уникальным мелодическим даром и внёс большой вклад в формирование жанра советской музыки. Мелодии Дунаевского уникальны, моментально узнаваемы, однозначно характеризуют взлёт культуры СССР в 1930-1940-е годы. Гений Дунаевского продолжает русскую музыкальную патриотическую линию П. И. Чайковского, М. И. Глинки, С. В. Рахманинова. Наиболее значительных результатов Дунаевский достиг в «лёгкой» музыке. В музыке к фильмам и опереттах лёгкая музыка непринуждённо сочеталась с симфоническим жанром. Даже фрагменты оперетт по существу являются законченными и целостными музыкальными произведениями и часто исполняются в концертах отдельно.

Марши Дунаевского бравурны, ярки, создают праздничное, боевое настроение. «Песня о Родине» стала позывными радиостанции «Маяк», «Марш энтузиастов», «Марш весёлых ребят», марши из кинофильмов «Вратарь», «Дети капитана Гранта» имеют широчайшую популярность. Героический марш «Моя Москва» стал фактически гимном города Москвы. Ключевая тема многих произведений Дунаевского — любовь к советской Родине. Песни «Дорожная», «Дальняя сторожка», «Звезды милой Родины», «Каховка» разучивались детьми во всех советских школах 1940-1960-х годов, что активно способствовало воспитанию патриотических качеств у молодёжи. Дунаевский создал ряд проникновенных лирических песен, неизменно популярных и любимых многими поколениями советских людей: «Моя любовь», «Цветёт калина», «Вечер вальса», «Школьный вальс», «Каким ты был», «Не забывай», «Молчание». Дунаевский был выдающимся симфонистом. Симфонический дар Дунаевского высоко ценил Д. Шостакович. Об увертюре к кинофильму «Дети капитана Гранта» Дмитрий Дмитриевич писал: «Эта увертюра — симфоническое произведение большого накала и темперамента… Композитор и сам считал эту увертюру одним из лучших своих произведений».

25 июля 1955 года Исаак Осипович Дунаевский скоропостижно скончался. Смерть прервала его работу над 13-й опереттой — «Белой акацией», которую закончил композитор Кирилл Молчанов. Похоронен был Исаак Осипович с надлежащими почестями на Новодевичьем кладбище недалеко от могилы своего друга Михаила Булгакова.

Сыновья Дунаевского — также известные деятели искусства. Евгений Дунаевский (ум. 2000) — яркий и самобытный московский художник -«станковист». Максим Дунаевский — известный композитор. На песнях Максима Дунаевского выросло не одно поколение, музыка к кинофильмам, над которыми он работал, стала классикой, а бессмертные мелодии из «Мэри Поппинс, до свидания!» и мультфильма «Летучий корабль» и сегодня напевают наши дети. В свое время композиции из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» перевернули советскую киноиндустрию, именно с этого и началась работа маэстро Дунаевского в кино. Затем последовали такие шедевры как «Ах, водевиль, водевиль», «Карнавал», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса», «Зеленый фургон», по сей день горячо любимые миллионами зрителей.

Песни «Все пройдет», «Леди совершенство», «Непогода», «Всё, что память забывает», «Кленовый лист», «Ты всё поймёшь» и многие другие, написанные в соавторстве с такими поэтами, как Л. Дербенев, Н. Олев, Р. Рождественский, в те давние времена звучали из каждого приемника. Для любого, кто слышал их хоть раз, они навсегда останутся необыкновенно добрыми, теплыми, родными и настолько понятными, что хочется слушать их еще и еще. Сложно даже представить, что когда-нибудь они смогут утратить свою актуальность. А ведь Максим Дунаевский мог стать исключительно классическим композитором. В студенческие годы он писал камерные, симфонические и вокально-академические произведения. Его перу принадлежат концерт для фортепиано с оркестром, циклы романсов и кантата «Старые корабли» для хора a cappella. Но на радость всем нам, поклонникам его творчества, он увлекся музыкой для театра, кино и эстрады. Он имеет почетное звание народного артиста России, заслуженного деятеля РФ, но самое главное признание для маэстро – это неиссякаемая любовь слушателей всего СНГ и за его пределами.