Гармонический анализ

Гармонический анализ для учащихся любой специальности — важнейший навык. Именно умение видеть в музыкальном сочинении отдельные аккорды, обороты, их логические взаимосвязи, взаимодействие с другими средствами музыкальной выразительности имеет прямой выход на исполнительскую деятельность.  В процессе анализа гармонии отдельного произведения выявляются свойства  индивидуальной манеры письма композитора, стилевые особенности музыки определённой исторической эпохи или национальной школы.

Всякому делу нужно учиться. Последовательное накопление теоретических знаний, изучение большого объёма художественных примеров даёт возможность совершенствовать аналитические навыки. Задания по гармоническому анализу постоянно сопровождают теоретическое изучение материала курса гармонии  и усложняются по мере прохождения новых тем.

Можно выделить два направления в гармоническом анализе: рассмотрение предложенного сочинения  и подбор примеров для гармонического анализа по изучаемой теме. Во втором случае есть возможность глубже погрузиться в гармонический стиль произведений исполняемых по специальности, изучаемых в курсе музыкальной литературы.

2 КУРС 3 СЕМЕСТР. Основные правила осуществления и оформления поаккордового анализа музыкального произведения. Изучение основных черт гармонического стиля эпохи Венского классицизма. Формирование представления о гармоническом обороте как основной синтаксической единице гармонии. Различные основания классификации гармонических оборотов: по функциональному составу, по месту в форме, по типовым мелодическим рисункам в голосах (проходящие, вспомогательные, со скачками), по отношению к тонально-ладовому центру (однотональные, модулирующие). Анализ нормативного периода на примере произведений Гайдна, Глюка, Моцарта, Бетховена.

2 КУРС  4 СЕМЕСТР. Ознакомление с различными типами изложения музыкального материала. Основные характеристики гармонических средств, присущие им. Понятие кульминации. Неаккордовые звуки и их роль в создании различных типов фактуры.  В план для комплексного анализа следует включить:

  • Характер, содержание, жанр произведения
  • Определение формы, подробный анализ экспозиционного периода
  • Гармонический анализ темы: типичные гармонические обороты, аккордовые средства
  • Анализ фактуры, соотношение гармонии и мелодии
  • Характеристика кульминаций

Основной материал гармонического анализа — произведения композиторов Венской классической школы, русских композиторов 18 века.

3 КУРС 5 СЕМЕСТР. Основные черты гармонии эпохи раннего романтизма. Понятие хроматических субсистем. Средства отклонения. Хроматические и альтерационные средства гармонии. Развивающий тип изложения на примере середин простых форм. Основным материалом для анализа являются произведения Шуберта, Шумана, Шопена, Мендельсона, Вебера, Глинки, Даргомыжского.

3 КУРС  6 СЕМЕСТР. В центре внимания тональная структура музыкального целого, понятие о тональном плане произведения, роли и средствах создания модуляции в тональности диатонического родства. Углубление в рассмотрение развивающего типа изложения.

4 КУРС 7 СЕМЕСТР. Для анализа предлагаются произведения разных эпох и стилей, особый акцент на сочинения композиторов второй половины 19 и 20 века.

Как выполнять гармонический анализ музыкального произведения?

 Подготовительный этап включает:

Определение структуры произведения или фрагмента сочинения.

Определение типа фактуры. 

С учётом особенностей фактуры составить гармоническую схему (поаккордовый анализ).

Выделить типовые гармонические обороты, каденции, отклонения, этапы модуляции. Сделать выводы о преобладании консонансов или диссонансов, главных или побочных функций, частоте смены гармонических функций (по такту, полутакту и т.д.)

Выявить повторяемые приёмы (аккорд, оборот).

Проанализировать мелодию, её связь с гармонией, ритмом.

Обратить внимание на метроритмические особенности.

Выявить кульминацию и средства её создания (высочайший звук мелодии, напряжённейшая гармония, динамические средства)

Итоговый анализ (устный или письменный ответ):

  1. Название произведения. Автор.
  2. Содержание, характер музыки, её жанровый, стилевой облик.
  3. Форма: общая схема, границы разделов, количество каденций и их виды, повторность фраз и предложений.
  4. Общие принципы гармонического развития:
  • Тональный план и типы модуляционных процессов.
  • Характеристика гармонической вертикали: преобладание консонансов – диссонансов, главных – побочных функций.
  • Роль типовых и нетрадиционных гармонических оборотов, которые встречаются в данном музыкальном произведении.
  • Ритм гармонических смен
  • Характеристика каденций
  • Соотношение гармонии и мелодии (аккордовые и неаккордовые звуки, координация мелодии и аккорда).
  1. Особенности мелодии (опора на устои – неустои, использование диатонических – альтерированных ступеней, вид мелодической линии: плавный – скачкообразный – горизонтальный — волнообразный, диапазон, вокальный или инструментальный тип мелодии).
  2. Средства создания кульминации Характеристика кульминации, её выразительное значение.
  3. Характеристика метроритма (размер, ритмический рисунок, ритмическое едино-многообразие).
  4. Анализ фактуры: тип склада, вид фактуры, количество пластов, роль отдельных голосов в организации целого, виды мелодической, гармонической, ритмической фигурации, наличие педальных тонов.
  5. Общая характеристика ладотональности (вид лада, диатоника, хроматическая система, альтерационная система, объединенная ладовая система).
  6. Выводы: наиболее характерные гармонические средства, связь гармонии с образным строем и содержанием произведения, характерность гармонических средств для композитора, стиля.